Пресса до Октября
 

Раздел музея завершает переход от России монархической (здесь представлены портреты всех государей) к новой, советской: «В новый век Россия шагнула широко, размашисто, позабыв свою многовековую историю». Русь-тройка все летела и летела вперед, а куда и зачем - никому не давала ответа. Потому что и сама не знала. Х1Х век попрощался с Россией на пороге: Бог с тобою, ступай себе с миром… Но с миром не вышло. Новое столетие для России началось нехорошо – с войн и революций.

Александр Косякин­

Одна из центральных композиций этой части музея - кабинет редактора Эпельмана (реальное историческое лицо). Редактор принимает посетителя – купца, который пришел с претензией:
- Ты пошто меня перед всем уездом ославил?
- Но ваша лавка была в самом деле закрыта две недели, мы проверяли…
- Так ведь запой у меня был!
- А… Ну, тогда другое дело…
Около стола редактора - скульптура мальчика с письмом. В типографиях начала ХХ века держали мальчиков «для зализывания конвертов». Они выполняли мелкие поручения, а также разносили свежий тираж газеты «по заведениям».
Здесь же оформлена подборка из старых, дореволюционных печатных изданий. «Вокруг света» — старейший российский научно-популярный и страноведческий журнал. Издаётся с 1861 года. За время существования журнал сменил несколько собственников, периодически издание прерывалось на долгие годы. Однако при всех перипетиях «Вокруг света» сохранял преемственность как журнал о мире вокруг нас, путешествиях и открытиях.
"Нива". Еженедельный иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни. Один из самых популярных до революции. Издавался c 1869 г 1918 г. Начиная с 1891 года в качестве бесплатного приложения к журналу «Нива» издавались собрания сочинений русских и иностранных классиков, 12 книг литературных приложений.
Первый номер журнала «Огонек» вышел в 1899 году как еженедельное иллюстрированное литературно‑художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», издателя Проппера. В 1918 году выпуск журнала прекратился и был возобновлен в 1923 году. До 1940 года — выходило 36 номеров в год, с 1940 года — еженедельник. В 1925—1991 выходили художественные и публицистические брошюры в серии «Библиотека „Огонёк».
Х1Х век – время литературных альманахов. В 1820 году Бестужев и Рылеев начинают выпускать «Полярную звезду», положив начало альманахам. Именно вокруг альманахов собираются лучшие литературные силы, а интерес публики обеспечивает издателям хороший доход.
В 1825 году выходит первый номер «Невского Альманаха», где, если верить анонсу, должны быть напечатаны стихи А. Пушкина. Читатель оказался обманут, а сам Пушкин отправил в альманах едкую эпиграмму. Но находчивый издатель открывает этим стихотворением новый выпуск, одновременно предлагая поэту солидный гонорар. Эта история и положила начало сотрудничеству Пушкина и издателя Аладьина.
В Воронежской губернии, куда входила часть нынешней Липецкой области, свежую прессу доставлял почтовый поезд, он курсировал ежедневно. До 1865 года газеты распространялись только по подписке.
До революции самой дешевой в России была газета «Русское слово». Она печаталась многотысячными тиражами и приносила немалую прибыль за счет рекламы (до двух миллионов рублей в год). Годовая подписка стоила 7 рублей. Для сравнения: в дореволюционном Воронеже можно было заказать в «ресторации» обед из трех блюд на 55 копеек.
«Русское слово» стало первой отечественной газетой, направившей своих корреспондентов не только во все крупные города империи, но и столицы многих стран мира. Отовсюду летели телеграммы, сообщавшие о различных событиях. Тиражи выросли с 13200 до 739000 экземпляров в год.
В Задонском уезде конца Х1Х века самой популярной газетой была «Нива».
В этом разделе музея широко представлены и газеты времен Первой мировой войны (подлинники), а также социальная реклама того времени и карикатуры.
Целая стена отдана революционной прессе и ее основной газетет "Искра". Бауман был первым распространителем «Искры». В этом разделе можно познакомиться с тем, как он и его товарищи доставляли в Россию первую большевистскую газету, а также и шрифты ручного набора для подпольных типографий, пряча их в специально вырезанных книгах. Из таких буковок в типографии собирали слово, из слова выходило предложение, из предложения - фраза. Так рождалась мысль, зовущая к борьбе
В заключении Бауман написал отцу письмо, текст которого здорово напоминает хрестоматийное послание потомкам «Павки Корчагина» - Николая Островского. Помните: «Жизнь человеку дается один раз…»?
 

Тот несчастен, кто сбился со своей настоящей дороги или не смог найти ее вовсе, а счастлив тот, кто идет неуклонно, без страха и сомнения, туда и прямо, куда указывают ему его совесть и убеждения. Не может быть счастлив человек, если он обречен на постоянную борьбу со своим внутренним голосом, если он вступил в сделку со своей совестью. Тогда все внешние блага, вроде богатства, знатности, даже слава не в состоянии заглушить душевных мук, отравляющих каждый шаг жизни. Только на духовной основе строятся замки счастья, как его каждый понимает. Не может быть одной мерки для всех

Николай Бауман­

 
Видеосюжет канала "Первое задонское телевидение" про наш музей, ну и особенно подробно про первый его раздел. Благодарим коллег за прекрасный репортаж.
Музей Прессы

Обработка видео...

Фотографии на странице: Евгений Героян