Раздел музея завершает переход от России монархической (здесь представлены портреты всех государей) к новой, советской: «В новый век Россия шагнула широко, размашисто, позабыв свою многовековую историю». Русь-тройка все летела и летела вперед, а куда и зачем - никому не давала ответа. Потому что и сама не знала. Х1Х век попрощался с Россией на пороге: Бог с тобою, ступай себе с миром… Но с миром не вышло. Новое столетие для России началось нехорошо – с войн и революций.
Александр Косякин
Одна из центральных композиций этой части музея - кабинет редактора Эпельмана (реальное историческое лицо). Редактор принимает посетителя – купца, который пришел с претензией:
- Ты пошто меня перед всем уездом ославил?
- Но ваша лавка была в самом деле закрыта две недели, мы проверяли…
- Так ведь запой у меня был!
- А… Ну, тогда другое дело…
Около стола редактора - скульптура мальчика с письмом. В типографиях начала ХХ века держали мальчиков «для зализывания конвертов». Они выполняли мелкие поручения, а также разносили свежий тираж газеты «по заведениям».
Здесь же оформлена подборка из старых, дореволюционных печатных изданий. «Вокруг света» — старейший российский научно-популярный и страноведческий журнал. Издаётся с 1861 года. За время существования журнал сменил несколько собственников, периодически издание прерывалось на долгие годы. Однако при всех перипетиях «Вокруг света» сохранял преемственность как журнал о мире вокруг нас, путешествиях и открытиях.
"Нива". Еженедельный иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни. Один из самых популярных до революции. Издавался c 1869 г 1918 г. Начиная с 1891 года в качестве бесплатного приложения к журналу «Нива» издавались собрания сочинений русских и иностранных классиков, 12 книг литературных приложений.
Первый номер журнала «Огонек» вышел в 1899 году как еженедельное иллюстрированное литературно‑художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», издателя Проппера. В 1918 году выпуск журнала прекратился и был возобновлен в 1923 году. До 1940 года — выходило 36 номеров в год, с 1940 года — еженедельник. В 1925—1991 выходили художественные и публицистические брошюры в серии «Библиотека „Огонёк».
Х1Х век – время литературных альманахов. В 1820 году Бестужев и Рылеев начинают выпускать «Полярную звезду», положив начало альманахам. Именно вокруг альманахов собираются лучшие литературные силы, а интерес публики обеспечивает издателям хороший доход.
В 1825 году выходит первый номер «Невского Альманаха», где, если верить анонсу, должны быть напечатаны стихи А. Пушкина. Читатель оказался обманут, а сам Пушкин отправил в альманах едкую эпиграмму. Но находчивый издатель открывает этим стихотворением новый выпуск, одновременно предлагая поэту солидный гонорар. Эта история и положила начало сотрудничеству Пушкина и издателя Аладьина.
В Воронежской губернии, куда входила часть нынешней Липецкой области, свежую прессу доставлял почтовый поезд, он курсировал ежедневно. До 1865 года газеты распространялись только по подписке.
До революции самой дешевой в России была газета «Русское слово». Она печаталась многотысячными тиражами и приносила немалую прибыль за счет рекламы (до двух миллионов рублей в год). Годовая подписка стоила 7 рублей. Для сравнения: в дореволюционном Воронеже можно было заказать в «ресторации» обед из трех блюд на 55 копеек.
«Русское слово» стало первой отечественной газетой, направившей своих корреспондентов не только во все крупные города империи, но и столицы многих стран мира. Отовсюду летели телеграммы, сообщавшие о различных событиях. Тиражи выросли с 13200 до 739000 экземпляров в год.
В Задонском уезде конца Х1Х века самой популярной газетой была «Нива».
В этом разделе музея широко представлены и газеты времен Первой мировой войны (подлинники), а также социальная реклама того времени и карикатуры.
Целая стена отдана революционной прессе и ее основной газетет "Искра". Бауман был первым распространителем «Искры». В этом разделе можно познакомиться с тем, как он и его товарищи доставляли в Россию первую большевистскую газету, а также и шрифты ручного набора для подпольных типографий, пряча их в специально вырезанных книгах. Из таких буковок в типографии собирали слово, из слова выходило предложение, из предложения - фраза. Так рождалась мысль, зовущая к борьбе
В заключении Бауман написал отцу письмо, текст которого здорово напоминает хрестоматийное послание потомкам «Павки Корчагина» - Николая Островского. Помните: «Жизнь человеку дается один раз…»?
Тот несчастен, кто сбился со своей настоящей дороги или не смог найти ее вовсе, а счастлив тот, кто идет неуклонно, без страха и сомнения, туда и прямо, куда указывают ему его совесть и убеждения. Не может быть счастлив человек, если он обречен на постоянную борьбу со своим внутренним голосом, если он вступил в сделку со своей совестью. Тогда все внешние блага, вроде богатства, знатности, даже слава не в состоянии заглушить душевных мук, отравляющих каждый шаг жизни. Только на духовной основе строятся замки счастья, как его каждый понимает. Не может быть одной мерки для всех
Николай Бауман
Видеосюжет канала "Первое задонское телевидение" про наш музей, ну и особенно подробно про первый его раздел. Благодарим коллег за прекрасный репортаж.
Обработка видео...