Кузькина мать и другие
 

Газеты превратились в свалку отходов, где роются теперь рядом и бомж, и политик, и домохозяйка. От любимой в юности «Комсомолки» осталось одно задорное название, другие центральные газеты, побузив, поменяв хозяев, откровенно обслуживают теперь их корпоративные интересы. Из телеящика каждый день прямо на палас капает кровь чрезвычайных происшествий, вопреки энтевэшному слогану - не новости, а гадости стали профессией тележурналиста.Мы так подробно вспоминаем те времена, потому что есть (есть-есть!) ощущение того, что фрагментарно какие-то кусочки мы все-таки извлекаем из того нашего прошлого и вставляем не только в современные доклады, не только…. Каждый случай (их становится все больше) зажима, давления, поддува – это ведь прилетевшая из советского прошлого муха. Малость исхудавшая муха эпохи застоя. Она заснула когда-то между законопаченных рам и вот проснулась, почувствовав: ее время, можно лететь…

Александр Косякин­

Власть без оппозиции, инакомыслия жить не может. Не то чтобы не хочет, а именно не может. В этом проявляется ее генетика, власти. Для нее любая буза в прессе – неприятна, да и сама она - пятое колесо в телеге, но оно все равно катится, громыхая на ухабах. Нынешние блогеры, вожаки движений, неформалы группировок, вечные сидельцы НЕТа, может быть, думают, что они самые крутые и что до них ничего не было… В нашем музее можно познакомиться с историей вопроса.
Вообще по экспозициям этого раздела видно, что пресса свое место в обществе знает. Вот под потолком лозунг: «СМИ – четвертая власть!» Но что это? Почему на нем сидит какая-то птичка невнятной наружности, да еще смело….извините, гадит на эти высокие слова? А вот то есть! Адекватность, называется.

Иногда история уводит совсем уж в дали далекие и проявляется вдруг в ямщицком прошлом нашего края. В музее тут и сям попадаются на глаза хомуты, уздечки, шоры, тележные колеса (не на резиновом ходу, а настоящие!), причем все это разнообразие имеет отношение не к этнографии, и даже не к краеведению, а к… журналистике.
А в соседнем зале вдруг видишь большую золоченую раму (в такие обычно помещают портреты вельможных особ), а в ней – обыкновенную… узду! Это – подарок музею от доброжелателя. Значит, о нас помнят …
В экспозиции выделяется самогонщик с громадной бутылью. Только вместо лица у него – череп – как намек на скорое и безусловное будущее. Этот любитель «первача» бесконфликтно соседствует с картиной Пикассо «Любительница абсента». Что ж, если бы у нас в этом деле был достаток, мы бы, может, тоже пили «Абсент», «Божоле» и «Анжуйское»…Хотя все-таки вряд ли.
Среди экспонатов – пивные кружки и… знамя. Очереди, в которых народ и партия были по-настоящему едины, возникали там, где открывали свежую бочку «Жигулевского». Еще не разбавленного буфетчицей. Градусов (0,2 процента спирта) хватало, ведь после первой кружки всегда звучало: «повторить»… А знамя…Стяг с лейбом ПЛП («Партии любителей пива» - была такая федерального звучания, но не прошла в Думу) подарили музею журналисты, которые и возглавляли в Липецке организацию. Журналист был первым секретарем обкома – с ума сойти!…
Ругая сегодня на все лады Ельцина, мы все-таки отдаем ему должное: свобода слова при нем была почти абсолютная. И себя президент позволял критиковать всем – вплоть до школьной стенгазеты. Только одного бойкого журналиста, говорят, выбросил однажды с палубы парохода  в воду (потом велел выловить и поднести рюмку водки). А так ничего, терпел. Это как японская придумка, когда на проходной завода ставили чучело директора и  каждый рабочий мог пнуть его ногой. Хорошо было стране при Ельцине или плохо? Вопрос риторический, зато пинали вождей отчаянно. Не вытирая при этом башмаков. Сегодня попробуй пни…
Но с другой-то стороны… Откуда же тогда стоны общественности по поводу вконец расшалившейся попсы на телеэкране? По адресу охамевших телеведущих и вечно полупьяных политиков? Ведь не одно уже послание, подписанное видными, интеллигентными и уважаемыми народом людьми было направлено и в Думу, и в аппарат президента. Как о долгожданном дожде - о цензуре молили эти люди. Только не той - хамско-комсюковой, а нравственной, спасающей наши души и  уши.  И - ничего… Как резвились, так и резвятся. В чем дело? А в том, что в свое  время выпустили джина из бутылки и загнать его заклинаниями назад уже нельзя. Это вам не муха, которую можно прихлопнуть.
Хамское отношение к прессе, когда ее, как дворовую девку, по-барски держат в передней, когда не реагируют на критику, а наоборот, делают козу журналисту – все эти штуки натворил джин. Он ведь достаточно долго мечется по нашим просторам, вот все и привыкли к свободе слова. Да вы хоть обпишитесь! А  вы хоть Ксюшин «Дом» в «Спокойной ночи, малыши» вставьте – нам всем по барабану, как говорят теперь продвинутые читатели-зрители.
 Мы все притерпелись. Россия притерпелась к хамству и свободе слова, которая теперь одна - что на экране, что в подъезде: всюду изгаженные стены, пахнет мочой и прокисшим пивом…
Фотографии на странице: Евгений Героян